ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПСАНОСТЬ

Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ впервые в отечественной практике поставил вопрос об обеспечении безопасности всей транспортной отрасли Российской Федерации, установил правовые основы деятельности по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. Впервые предусматривается единый для всех видов транспорта системный подход к антитеррористической защите. При этом законодатель закрепил и некоторые общие понятия, связанные с обеспечением транспортной безопасности, вокруг которых долгое время велись оживленные дискуссии.

Сам термин «транспортная безопасность» появился в нормативных документах несколько ранее – 11 июня 2004 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации», в котором транспортная безопасность была выделена отдельным вопросом, по которому Минтранс России самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство России проекты федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации.

Транспортная безопасность согласно принятому закону представляет собой «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства», а обеспечение транспортной безопасности – «реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Последний определяется как «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий».